Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели зачастую называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила свое уникальное наименование более семи лет назад, основная масса практикующих следователей, адвокатов, судей, юристов продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

Из-за столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в практике часто складываются ситуации, когда в офис учреждения, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются знания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки не выдерживаются по причине безграмотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• состояние дорожного покрытия в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и других участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и других объектов по покрытию автодороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: отсутствие дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверная разметка дороги, неверное расположение дорожных знаков и прочие отрицательные особенности дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

В частности, в случаях, где главной причиной дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.